Алло, мы ищем таланты для миллиардов

2017-3-29 16:46

Зачатие постыдных новостей об убийстве и арестах на строительстве "Крестов-2" благодарно юному 94-ФЗ и мобильнику экс-генерала. В уютной обстановке 10 лет назад началось освоение более 12 миллиардов. А куда делся миллиард, просто никто не знает.

Зачатие постыдных новостей об убийстве и арестах на строительстве "Крестов-2" благодарно юному 94-ФЗ и мобильнику экс-генерала. В уютной обстановке 10 лет назад началось освоение более 12 миллиардов. А куда делся миллиард, просто никто не знает.

Так как мы сегодня о старте, то некоторые реалии того времени могут показаться современным игрокам рынка госзакупок фантастикой. Например, работы по проектированию и строительству "Крестов-2" выставляются на конкурс одновременно и единым лотом. То есть на момент поиска застройщика проекта не существует. Заметим, ранее регулировавший госзакупки 94-ФЗ был принят за только за два года до этого и ещё наполнен "детскими болезнями". Сайт госзакупок не существует вовсе — заявки на конкурс отсылаются в запечатанных конвертах. В общем, как ёмко обрисовал ситуацию опытный специалист, очень удобный бардак.

И вот при этом комфорте процесс строительства крупнейшего в Европе следственного изолятора "Кресты-2" довёл до заказного убийства сотрудника УФСИН, ареста предполагаемого заказчика, оказавшегося его шефом, а затем и до задержания владельца компании-генподрядчика Виктора Кудрина. По словам знакомых с ситуацией, невесёлый фарс логичен — с середины прошлого года строительство объекта стоимостью более 12 миллиардов рублей фактически не велось. При этом изначально "Кресты-2" собирались сдать еще в 2012 году, а на достройку объекта сейчас не хватает более миллиарда рублей. Этот миллиард пропал неведомо куда, а новых сумм, как уже всем известно, нет.

Кратко: 5 марта ответственный за строительный блок петербургского УФСИН Сергей Мойсеенко был задержан по делу о покушении на убийство своего подчиненного — подполковника Николая Чернова, курировавшего "Кресты-2". На следующий день Чернов, восемь пуль в которого выпустил принимавший неформальное участие в стройке Сабир Садыков, скончался. Это стало толчком для задержания через две недели владельца ответственной за стройку компании "ГСК" Виктора Кудрина. Но пока его подозревают лишь в растрате 56 миллионов рублей.

В положении дел теперь разбираются следователи и брошенные им на подмогу оперативники ФСБ. Мы же воспользуемся случаем и перенесёмся на 10 лет назад. В тот год, когда было принято знаковое решение — кто и как освоит 12,3 миллиарда рублей. Ну, или по курсу мая 2007 года 473 миллиона долларов.

Начнём с участников процесса. Заказчиком работ выступило местное управление федеральной системы исполнения наказаний. Тогда это УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым руководит Валерий Заборовский. Ныне подозреваемый в подстрекательстве к убийству подполковника Чернова Сергей Мойсеенко в это время уже отвечает за стройблок управления. Впрочем, собеседники 47news вспоминают, что курировал объявление конкурса не он, а замдиректора всей ФСИН России Николай Баринов. Но это фигура федеральная.

Вернемся к конкурсу, с которого и начался наш текст. Конверты с документами на участие подают с полдюжины компаний. Но серьезно конкурировать смогли лишь две: "ГСК" Кудрина, кстати, предложившая самую высокую цену, и принадлежащее государству ФГУП "ГУССТ № 3 при Спецстрое России" (для удобства будем называть это учреждение просто "Спецстрой").

Как теперь точно до всех дошло, виктория досталась "ГСК". В основе казус — упавший по цене "Спецстрой", рассчитывал завершить строительство на год раньше — в 2011 году. Что и отобразил в бумагах. Очевидное преимущество в итоге подставило компании подножку — график работ на опережение не совпадал с планами государственного финансирования, и конкурсная комиссия не зачла "Спецтрою" необходимые баллы. "Спецстрой" подал жалобу в то время курирующий подобные закупки Рособоронзаказ, но напрасно. Ему не удалось оспорить результаты закупки и в судах.

А теперь вспомним, что собеседники 47news не раз отмечали, что у компании "ГСК" не было шансов победить, если бы не владелец другой строительной фирмы - "Петроинвест" Руслан Хамхоков. Эта компания до недавнего времени являлась основным субподрядчиком строительства "Крестов", забрав половину стоимости всех работ. Теперь мы объясним, почему это так.

Генерал-лейтенант Хамхоков с декабря 2002 и по конец 2004 года руководил всё тем же "ГУССТ № 3 при Спецстрое РФ". Управление активно сотрудничало с петербургским УФСИН. Например, занималось строительством СИЗО № 6 в Горелово. Сам Хамхоков получил медаль за успехи лично из рук Юрия Калинина, который в то время занимал пост руководителя ГУФСИН России.

Уволившись со службы, Хамхоков возглавил "Петроинвест", который незадолго до этого приобрела его семья. Как рассказывал журналисту сам Хамхоков, его компания несомненно бы стала победителем в данном конкурсе. Например, потому, что в "Петроинвест" перешли специалисты из "Спецстроя", обладавшие большим опытом подготовки конкурсной документации под конкурсы ФСИН. Но основной профиль "Петроинвеста" - финансовая деятельность. И на 2007 год компания просто не имела необходимого опыта строительных работ. Так, генералу пришлось искать компанию-партнера, победу которой в конкурсе принесли все те же бывшие специалисты "Спецстроя", работающие в "Петроинвесте".

Ну, а на закуску мы оставили один штрих. Расскажем, как именно становятся партнерами в заказе стоимостью 12 миллиардов. Оказывается в жизни, как и в кинематографе, порой необходимо просто снять трубку телефона в правильный момент.

"Я хорошо знал бизнес-партнёра Кудрина - Александра Бобкова. Когда я руководил управлением "Спецстроя", его компания работала у нас субподрядчиком на одном из объектов Центробанка и зарекомендовала себя хорошо. Я позвонил на мобильный Бобкову, а он трубку не снял. Тогда я позвонил Кудрину. А он не только ответил, но уже через полчаса был у меня в офисе. Так и стали работать", - рассказал 47news Руслан Хамхоков.

В финале же скажем: пути бизнесменов Кудрина и Бобкова вскоре разошлись. Первый, как мы знаем, сейчас находится в камере старых "Крестов", а второй руководит строительством "Лахта-центра" со стороны Газпрома.

Безоблачное сотрудничество "ГСК" и "Петроинвеста" продолжалось до конца 2009 года, когда ГУФСИН вместо Юрия Калинина возглавил Александр Реймер (Правда, сам Реймер с 2015 года под арестом за финансовые махинации). Со сменой команды у генподрядчика и субподрядчика началось трение, ставшее затем противостоянием, о котором уже рассказывал 47news.

47News

Подробнее читайте на ...

хамхоков 47news гск кудрина миллиардов рублей компания уфсин