2016-7-18 17:28 |
Наконец пришло время, когда одна из петиций на change.org затронула город Выборг и его жителей непосредственно. Если кто-либо пропустил – напомню, петиция направлена Уполномоченому по правам человека в РФ, а ее цель – недопустить выселение из общежития бывшего ПТУ №46 женщины с ребенком. Впрочем, это детали. И все это лишь повод рассказать о явлении “петиций” в целом.
Наконец пришло время, когда одна из петиций на change.org затронула город Выборг и его жителей непосредственно. Если кто-либо пропустил –; напомню, петиция направлена Уполномоченому по правам человека в РФ, а ее цель –; недопустить выселение из общежития бывшего ПТУ №46 женщины с ребенком. Впрочем, это детали. И все это лишь повод рассказать о явлении “петиций” в целом.
То ли на фоне принятия неоднозначных законов, то ли в целом, ответом на сложный общественный климат в стране, создание петиций очень быстро стало новым интернет-трендом. И вот уже все сколько-либо значимые проблемы становятся поводами для организации петиций. Основным местом для их создания в России стал сайт change.org. Сказать, почему именно этот сайт –; сложно. Скорее всего, потому, что был одним из первых в нише, а вдобавок ещё и оказался самым удобным. Теперь именно здесь коллективно решаются наиболее важные для граждан вопросы. Так, раздосадованные поражением на Евро-2016 фанаты пытаются донести до министра спорта свое требование расформировать сборную по футболу, зоозащитники –; законодательно запретить притравку собак, а кто-то даже пытается добиться отмены нашумевшего “закона Яровой”. Не смогут.
В этом и заключается главная проблема change.org. Механика работы сервиса никак не подразумевает непосредственного контакта с властями. То, что происходит на change.org, является сбором электронных подписей исключительно ради сбора электронных подписей. После истечения срока, отведенного на подписание, список подписантов отправляется электронной почтой тому, кому была адресована петиция (технически –; тому, чей электронный адрес указан в настройках), а дальше решение остается исключительно за ним. Потому это можно назвать коллективным электронным письмом, но точно никак не голосованием.
Решение вопросов государственной важности на change.org в определенной мере сродни разговорам о политике на кухне. Государство еще никак не выразило свою позицию относительно петиций на этом сайте, но вектор отношения недавно задал Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов (отставке которого была посвящена одна из петиций). «Change.org зарегистрирован в Сан-Франциско… Туда заходит большое число электронных ботов, там не нужно регистрироваться».
И формально он прав. Сайт действительно зарегистрирован в США и на нем действительно можно оставить больше, чем одну подпись, хотя для этого и нужно иметь больше, чем одну страницу на Фейсбуке. Потому коллективные письма с этого сервиса государевы деятели при возможности будут всячески игнорировать.
Тем не менее, оно работает. На change.org даже есть раздел, посвященный победам, одержанным с помощью сайта. И здесь тоже есть своя механика.
Как известно, глас народа — глас божий. И даже если непосредственно повлиять на решение в ту или иную сторону ни сайт, ни собравшиеся на нем подписанты не могут, количество заинтересованных в этой проблеме людей часто выглядит внушающе. Например, за роспуск сборной к моменту написания материала проголосовало 880 тысяч человек. На любую значимую петицию сразу же обращают внимание журналисты, которые создают еще больше шума вокруг проблемы. В итоге –; побеждает гласность. На того, к кому направлена петиция, обрушивается столько внимания, что игнорировать проблему становится невозможным и приходится ее решать.
Впрочем, локальные петиции, в числе которых находится и выборгская история, рискуют не принести совершенно никакой пользы. В случае, если проблемой не заинтересовались широкие массы и она не получила достаточной огласки –; сайт change.org может забить в ее решение ещё один гвоздь. В данном случае, он производит эффект плацебо на тех, кого действительно волновала эта проблема. Человек, подписавшийся под петицией, обретает чувство того, что он сделал что-то для ее решения, всего лишь разместив свои контактные данные в небольшом списке фамилий. И полностью оставляет решение проблемы на усмотрение тому, кто станет адресатом этого списка. На последнего же вряд ли произведет большое впечатление то, что 500 или даже 1000 человек оставили под коллективным письмом свои электронные подписи.
Рассказывая о явлении петиций и change.org, важно упомянуть и альтернативу, которой является сайт Российской общественной инициативы (roi.ru), созданный по указу Президента РФ. Альтернатива получилась корявой, но легитимной, и петиции, созданные на этом сайте, после прохождения порогов рассмотрения попадают в Государственную думу. Впрочем, для рассмотренияспетиции нужно набрать 100 тысяч голосов на федеральном уровне и голоса 5% населения - на региональном. Случается это крайне редко как минимум потому, что для пользования РОИ требуется подтвержденный аккаунт на сайте Госуслуг, а его подтверждение –; не самый легкий процесс. Потому эффективность государственного сервиса петиций весьма сомнительна.
Интересно то, какой эффект будет достигнут петицией в Выборге. Кстати, найти и подписать её вы можете по ссылке:
www.bit.ly/change-vyborg
Подробнее читайте на vyborg-press.ru ...