У истоков российской власти

2016-3-11 14:46

3 марта в музее «Выборгский замок» собравшиеся там краеведы и историки прослушали познавательную лекцию кандидата исторических наук, научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН Марии Проскуряковой.

Темой доклада стала «Русская власть в Выборге в начале 1720-х годов».

Научный багаж Марии Проскуряковой достаточно обширен. Она автор более 20 работ, защитила диссертацию на тему: «Российские крепости и гарнизоны Выборгской Карелии в первой половине XVIII века». Результаты диссертационного исследования были отражены в монографии «Из определенных к Остзею», в которой для выборжан особенно интересными являются исследования, связанные со становлением российской власти на этой территории, завоеванной в ходе Северной войны (1700—1721).

Большая часть документов, связанных с этой частью истории края, утрачена - в настоящее время из сотен дел выборгской канцелярии за 1710—1740 годы остались считанные единицы, отложившиеся в двух архивохранилищах Финляндии. Уникальным исследование Проскуряковой делает то, что основным источником информации, использованной автором, стали материалы из архивов центральных органов власти, в частности, Сената и Военной коллегии. Поиск в этих обширных хранилищах, по словам автора исследования, «напоминал поиск иголки в стоге сена», что не помешало Марии Проскуряковой создать в своей работе зримую и живую картину взаимодействия новых учреждений власти с населением. В монографии реконструирована история гарнизонных частей, расквартированных в двух ключевых пунктах обороны Карельского перешейка - Выборге и Кексгольме.

Научная работа написана живым и ярким языком, содержит описания быта военных гарнизонов, любопытные детали, характеризующие становление армейских традиций, часть которых жива и по сей день. Так, некий писарь Андрей Пушкарев написал донос на своего непосредственного начальника, майора Ивана Лаврова, в котором сообщил, что майор прибегал к наказанию унтер-офицеров и рядовых «у себя на квартире, «не объявя при ротах их вины»; а также - освободил от служебных обязанностей нескольких писарей, унтер-офицеров и рядовых для работы на штаб-офицеров полка: «на государевы караулы не командируютца и пишут всякие ево домовые и мызничьи дела на полковой бумаги, которая купитца на государевы полковые деньги». В число обвиненных в этом лиц попали все штаб-офицеры полка: полковник, подполковник и два майора. И если другие офицеры обвинялись в хищении полкового имущества, то майор Лавров был, по мнению писаря Пушкарева, виновен и в незаконном использовании труда военнослужащих. Властям удалось установить следующие факты: освобождение военнослужащих от несения караулов и прочих обязанностей за работу на офицеров; привлечение к партикулярной работе ротных плотников, кузнецов и солдат; взятие леса, заготовленного для нужд полка; отправка сделанной утвари в деревню Ивана Лаврова.

Не лучше обстояло дело и с осуществлением того, что теперь называлось бы «выполнением государственного заказа, направленного на усиление воспитательной и нравственной работы», или, как уже начали говорить сегодня, «на развитие духовности». В 1724 году была развернута работа по возведению иконостаса в здании Выборгской кирхи, переосвященной в православную церковь. Ответственность за подыскание иконописца и приобретение церковной утвари была возложена на капитана Выборгского гарнизона Григория Тихменева. Тот нашел некого живописца Андрея Грека, подрядившегося выполнить наглядную агитацию согласно выданному ему техническому заданию. Принимающий работы подполковник Иван Хотинцев, осматривая иконостас и сверяясь с проектом, обнаружил следующее: : «[…] и по подряду ево, живописца, где надлежало быть «Сошествие Живаго Духа» вместо оного поставлено «Лазорево Воскресение», вместо «Фомина Уверения» «Стретение Господне», вместо «Преполовения Празнику» «Успение Пресвятые Богородицы», а вверху над теми «Страсти Господни», а на горнем месте образа Пресвятые Богородицы нет». После чего было принято решение расспросить живописца «чего ради он по подряду своему иконы не все написал и вместо предложенных написал другия». Неизвестно, пришлось ли Андрею Греку переписывать иконы или нет. Но имеются лишь данные о документе, присланном в Выборгскую канцелярию 27 сентября 1724 года, где капитан Григорий Тихменев и священники Выборгской Соборной церкви Федор Павлов и Михайла Титов отчитывались об исполнении ими указа о сооружении иконостаса, его живописном оформлении, а также «золочении в пристойных местах».

Монография «Из определенных к Остзею» Марии Проскуряковой издана на средства автора тиражом всего в 200 экземпляров, большая часть которого была разослана по научным библиотекам. У интересующихся историей края есть возможность ознакомиться с этой интересной работой –; она выложена на сайте Электронной библиотеки Республики Карелия.

Подробнее читайте на ...

проскуряковой выборгской марии власти часть исследования написал живописца