2016-4-15 16:46 |
9 апреля в выставочном зале музея-заповедника «Выборгский замок» открылась анонсировавшаяся заранее выставка «Ленин. Иконография». Экспозиция оставила двойственное впечатление.
9 апреля в выставочном зале музея-заповедника «Выборгский замок» открылась анонсировавшаяся заранее выставка «Ленин. Иконография». Экспозиция оставила двойственное впечатление.
Вождь большой и маленький
Образ Ленина как уходящей в историческую экзотику натуры давно стал типичным поп-объектом –; тиражированным многократно и разнообразно. В экзотическом изображении «вождя мирового пролетариата» соперничали его поклонники и противники. Причем творения поклонников были много интересней. Вспомним, например, неосуществленный проект Дворца Советов Бориса Иофана –; 420-метровое здание, которое должна была увенчать гигантская фигура Ильича, имеющая в полости головы зал заседаний и пускающая по ночам из глаз яркие лучи коммунизма.
Сакрализация, наделение религиозным величием образа Ульянова, началась еще при его жизни. И, как часто бывает с сакрализированными поп-объектами, в повседневном быту они, напротив, создавали атмосферу веселого абсурда. Помню сигаретницу, изображавшую трехтомник «Маркс. Энгельс. Ленин», игравшую «Интернационал» при вытаскивании из нее сигареты. Хоть этот предмет и не содержал изображения Ульянова, но зато распространял ауру амулета на изображение хранилища мудрости –; муляж книги. В моей небольшой коллекции есть календари, на которых Владимир Ильич выписан в народной хохломской традиции, значки с портретом Ильича, украшенные уральскими самоцветами, двухсантиметровой высоты стела с Лениным, вздымающим руку, снабженная специальным футлярчиком для повседневного ношения этого артефакта с собой. Заставшие советское время сограждане помнят тотальное распространение этих сакрализированных образов - от миниатюр в газетных киосках до монументальных работ, торчащих на каждой площади каждого города.
И среди них, безусловно, много феноменальных. Чего стоит стимпанковый памятник-башенка на колесной железнодорожной дрезине, установленный у Ленинградского вокзала в Москве –; он вращается и ездит!
Балансировали, балансировали, да не выбалансировали
Руководство музея, анонсируя выставку, обращалось к горожанам с просьбой поучаствовать - принести в музей редкие и интересные графические и скульптурные изображения Ильича. Ожидалось, что эта экспозиция поможет избавиться от кривой идеологии прошлого, смеясь. Ну, или, по крайней мере, улыбаясь. И народ кое-как откликнулся. Любопытно –; одним из первых принесли (перепутав, что ли вождей?) картонную коробку с золоченым бюстиком Путина.
Похоже, что с этого момента организаторы выставки решили «соблюсти баланс», ограничившись вполне стандартными работами из петербургского Музея городской скульптуры и не менее обыденными из собственных фондов.
В результате, на мой взгляд, в булке изюма не обнаружилось. До капища, куда в священном трепете могли бы ходить поклоняться сторонники культа Ильича, выставка никак не дотягивает. До настоящего арт-представления поп-объекта - и подавно. Юрия Мамина, иронически трактующего связь образа и идеологии в его бессмертных «Бакенбардах», не получилось. В этом фильме, кстати, фигурирует один из самых забавных памятников Ленину (работы Меркурова), стоявший у ДК Пищевиков.
В итоге –; «Нового Ленина», как, например, одесский Ильич, преобразованный в Дарта Вейдера, мы на выставке не увидели. Интересного «Старого Ильича», как, скажем, одесский же, но самый первый в СССР, работы мастера-литейщика Федотова, с бюстом, венчающим глобус на паучьих ногах, тоже. Даже фото нашего, выборгского, в тот период, когда он был украшен экзотическим игольчатым «ирокезом» для отпугивания и травмирования птиц мира - голубей, в экспозиции не оказалось…
Желающие поскучать на выставке «Ленин. Иконография» могут делать это вплоть до 10 июля.
Подробнее читайте на vyborg-press.ru ...