Приморские открытия

2017-4-28 11:55

Базаровские краеведческие чтения прошли 22 апреля в Приморском краеведческом музее. На этой научно-исследовательской конференции с докладами выступили как местные краеведы, так и ученые из Санкт-Петербурга. Поражает обширный круг тем, глубина исследований и неожиданность находок.

Базаровские краеведческие чтения прошли 22 апреля в Приморском краеведческом музее. На этой научно-исследовательской конференции с докладами выступили как местные краеведы, так и ученые из Санкт-Петербурга. Поражает обширный круг тем, глубина исследований и неожиданность находок.

Времена не выбирают

Постоянный участник чтений Евгений Балашов презентовал книгу «Советское освоение Карельского перешейка. Этап первый 1939-1941», подробно остановившись на Койвисто (финское название Приморска) и Койвистовском районе. Автор изучил административно-территориальное деление, подробности интернирования финского населения и заселения земель первыми переселенцами из ближайших к Ленинграду поселков. Балашов обратил внимание, что в открытом виде нет сведений о том, как решалась судьба местного населения в 1941 году. Имеются документы об эвакуации предприятий, скота, семей руководящих работников, и складывается впечатление, что с началом войны простые люди были брошены на произвол судьбы. В то же время колхозники, не имеющие паспортов, не могли без разрешения НКВД покинуть колхоз.

Трагическими фактами наполнен доклад «Выборг периода революции и гражданской войны» научного сотрудника Государственного музея «Выборгский замок» Зинаиды Новоселовой. Она отдала изучению истории 43 года. Вспоминает, как в 1984 году финская делегация возлагала цветы к памятнику на братской могиле расстрелянных в 1918 году войсками генерала Маннергейма финских красногвардейцев и гражданского населения, заподозренного в связях с коммунистами. А однажды в Выборг приехал реальный участник такого расстрела. Его, ребенка, спас белогвардейский офицер, передав соседке. Руководитель выборгского историко-краеведческого клуба Ирина Кудышкина подарила музею книгу «Он открыл Атлантиду под названием «Выборг», изданную в 2015 году к 90-летию со дня рождения Почетного гражданина Евгения Кеппа. До сих пор его статьи об архитектуре Выборга остаются непревзойденными, отметила Ирина Степановна. И радует город Свято-Ильинский храм, возрождением которого занимался Кепп.

Петроград, «Йомей Мару», Койвисто

С Койвисто связана удивительная история, которую можно было бы посчитать фантастикой, не будь многочисленных потомков участников событий и документальных свидетельств. Еще 11 октября 2007 года в Краеведческом музее состоялось открытие передвижной выставки в рамках проекта «Над нами Красный Крест» (то, что дата была выбрана не случайно, станет понятно позже). Автор проекта и книги с одноименным названием Ольга Молкина поведала тогда, взяв за основу историю своей семьи, о кругосветном путешествии, которое совершили петроградские дети в 1918-1920 годах, об их чудесном спасении благодаря помощи людей доброй воли из разных стран. И вот в Приморск приехала независимый исследователь Екатерина Удалова, в семье которой также были участники этих событий, с докладом «Семья Альбрехт и Петроградская детская питательная колония 1918-1921 г.».

«Весной 1918 г. благотворительная организация «Союз городов и земств» решила отправить на лето детей в места, где было еще относительно спокойно, где были продукты. Это был прообраз пионерских лагерей, но назывался он детской питательной колонией. Из Петрограда выехало несколько тысяч детей, и большинство благополучно вернулось к началу учебного года. Речь идет о двух группах, примерно тысяче детей, которые выехали 18 и 25 мая на Южный Урал, - рассказывает Екатерина Георгиевна. - От нашей семьи поехали две девочки, мои родные тети: Таня (13 лет) и Настя (9 лет) Альбрехт».

Детей разместили на дачах, хорошо кормили, организовывали интересный досуг –; об этом сестры писали домой ежедневно. Пока в июле до них не докатился Чехословацкий мятеж, который линией фронта отрезал детскую колонию от Петрограда. Чтобы вернуть детей, родители делегировали на Урал трех отцов, в числе которых был Валерий Львович Альбрехт, отец Тани и Насти. Какие чувства пришлось пережить ему, когда выяснилось, что невозможно везти детей в Петроград через линию фронта, как было перенести массовые истерики детей, которых он должен был оставить, так как срок действия мандата, разрешающего пребывание, заканчивался. Он не мог взять с собой даже одного ребенка. К сожалению, Настеньку все же семья потеряла: она умерла от воспаления легких на острове Русский.

Американский Красный крест принял решение везти детей в Россию морем. Японский сухогруз «Йомей Мару» был переоборудован для перевозки пассажиров. От Владивостока через Японию, США, Францию - в Финляндию. «Когда шли через Панамский канал, шлюзы достаточно узкие, корабль шел медленно, местные жители стояли по обе стороны и бросали им связки бананов, игрушки –; детей встречали замечательно», - делится Екатерина Удалова семейными воспоминаниями. Конечным портом стал финский Койвисто, куда корабль пришвартовался 11 октября 1920 года. Затем дети были поселены в императорский санаторий «Халила» (теперь «Сосновый бор»), откуда чрез границу, проходящую по реке Сестре, переправлены в Петроград.

На Карельском перешейке

Краевед Борис Шуйский приехал с новой книгой «Поляны мои», в которой собрал материалы о выдающихся людях, «почтивших своим присутствием» Уусикиркко в конце XVIII –; первой половине XX века. Например, на фото подростка в пионерском лагере можно узнать будущего нобелианта Иосифа Бродского. Автор интригует читателя, проводя параллель между Моной Лизой, носившей до замужества фамилию Герардини, и 13-м генерал-губернатором Финляндии Николаем Герардом. Книга снабжена картой, по которой можно понять, где происходят описываемые события.

Кандидат исторических наук Александр Терюков увлек слушателей рассказом о владельце усадьбы Суур-Мерийоки (в поселке Харитоново) Максимилиане Нойшеллере. Основатель Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (завод «Красный треугольник») не только выпускал «самые лучшие в мире галоши», но увлекался вслед за Сергеем Прокудиным-Горским цветной стереофотографией. Сотрудница музея Антропологии и этнографии Татьяна Яковлева рассказала о влиянии знаменитой актрисы Иды Алберг, стоявшей у истоков финского национального театра, на сценическую судьбу Натальи Радловой, семья которой каждый год выезжала на дачу на Карельский перешеек.

Далеко в истории остались пионерские организации, но все еще горят молодым задором глаза и звонко льется голос пионервожатой Натальи Суровой. Она вспомнила, как участвовала со школьниками из Цвелодубова в Выборгских пионерских республиках (ВПР), прочитала «речевки» и даже спела отрядную песню. Создателем ВПР был директор Приморского дома пионеров Вениамин Герасимов. А что, разве плохо было, когда учили: «В походе оставляй после себя место чище, чем оно было»? «Сатира в газете 23-й армии «Знамя Победы» во время Великой Отечественной войны» назвал свою тему Вячеслав Кокин, руководитель историко-литературного музея «Вася Тёркин». Шутки шутками, но к ним относились очень серьезно. И подписи к сатирическим образам врага художника Льва Коростышевского сочиняли такие будущие большие поэты и писатели, как Вадим Шефнер и Михаил Дудин.

«Мы проводим эти чтения, чтобы по крупицам собирать знания о нашей земле», - говорит директор музея Ирина Колотова. И сама продолжает краеведческие поиски –; ее доклад был посвящен истории двух братских захоронений на территории Приморского городского поселения.

Подробнее читайте на ...

детей музея койвисто ирина семья войны населения автор